Проектная
деятельность в ДОУ
Дети любят искать, сами находить. В этом их
сила.
А. Эйнштейн.
В
соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые
заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования в РФ, концепции
модернизации российского образования, ФГОС, образовательное учреждение
(независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс)
обязано:
1. обеспечить
индивидуализацию для каждого ребенка;
2. обеспечить
условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать
право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
4. помнить, что
ребенок - активный участник педагогического процесса;
5. привлекать
детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к
содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
6. обеспечить
эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и
укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при
одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в
ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что
требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой
связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные,
наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких,
развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей
дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что
проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится
универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность,
целеориентированность и результативность.
Впервые
о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи ещё в 19 веке. Продолжил эту тему
профессор Уильям Херд Киллпатрик, который разработал «проектную систему
обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из
своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая
какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в
реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
Об
актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной
педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией
образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества,
личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний,
социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.
Метод проектов -
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или
иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной
презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ
организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей
средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся
достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные
самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний
продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
В дошкольном образовании использование метода
проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на
следующей ступени образования.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Основной целью проектного метода в ДОУ
является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется
задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
} Он даёт ребёнку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
} Развивает творческие
способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
} Проектный метод – это
осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с
прохождением определенных этапов деятельности.
} Основное
предназначение методов проектов – предоставление детям возможности
самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или
проблем.
} Проектная деятельность
дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые
качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
- является одним из методов развивающего обучения;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Проекты,
вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении
со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной
деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не
может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему,
определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают
участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и
поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и успехов ребенка.
В основу метода
проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности
школьников на результат, который получается при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы. Решить проблему или работать
над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из
различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый
результат. Внешний
результат - продукт - можно
увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат
– опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в
себе знания и умения, компетенции и ценности.
Этапы реализации
метода проектов можно свести к четырем основным:
1. Подготовительный
(целеполагание) - определение цели.
2.
Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому
обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти
информацию и пр.)
3.
Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.
4.
Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых
проектов.
Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Воспитатель должен продумать замысел и
разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и
методические материалы.
На
подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры –
исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с
основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые
рекомендации по построению своей первой научной работы. Способы
решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной
темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить
общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор,
оценив эффективность каждого способа. На данном этапе необходимо:
} выбрать тему;
} определить цель исследования;
} поставить задачи исследования;
} выдвинуть гипотезу.
Определить
цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования уточняют
цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные
шаги.
Гипотеза
– предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются
со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо
поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
В настоящее
время проекты классифицируются по разным признакам:
} по
тематике;
} по
составу участников;
} по
срокам реализации.
На практике чаще
всего используются следующие типы тематических проектов:
} исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а
затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
} ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети
входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
} информационно-практико-ориентированные: дети собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление коллажей,
витражей и др.);
} творческие (оформление результата в виде открытого
занятия, викторины, КВН)
Другими
признаками классификации являются:
} состав участников: групповой, подгрупповой, личный,
семейный, фронтальный.
} продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2
недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.
Так как ведущим видом деятельности
дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются
ролево-игровые и творческие проекты.
Таким образом, метод проектов в работе с
дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод,
который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов
интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить
самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей
самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете
или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов
действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для
активного участия родителей.
Перспективность
метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность
развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения
делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума,
совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных
и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной
личности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и
воспитанию, в конечном итоге, метод проектов должен способствовать развитию
индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики
и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию
воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Проектирование изменяет роль воспитателей в
управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а
не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих
группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный
аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов
и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает
свою точку зрения.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию
профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности,
побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать
адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой
квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития
детей.
Успехов в работе!